Вопросы подготовки кадров

Совет Главных сварщиков, состоявшийся в стенах НАКС, показал, насколько необходимы судостроительной отрасли свежие, заинтересованные кадры.

Как минимум к 2036 г. в России должны построить 1600 судов, а для этого в первую очередь нужны сварщики, ведь 2/3 судна это именно – корпус.

Тем временем представитель Выборгского судостроительного завода во время совета обозначил, что на предприятии отмечается отток сварщиков.

Чаще всего в анкете причинами увольнения указывают низкий уровень заработной платы и дальность расположения предприятия (речь идет об иногородних). ВСЗ довольно трудно конкурировать в этой области с заводами с Санкт-Петербурга, однако на предприятии было применено весьма интересное решение, которое может стать фундаментальным.

О вопросах подготовки кадров рассказал директор Автомеханического колледжа Родион Николаевич Лучковский.

– Родион Николаевич, какая сейчас из озвученных тем кажется наиболее актуальной, важной, болезненной, может быть?

– Профессия сварщика в Санкт-Петербурге и Ленинградской области входит в ТОП-10 самых востребованных. Поэтому мероприятие, безусловно, актуально. Я очень рад, что сегодня собрались главные сварщики ведущих машиностроительных предприятий. Хочется услышать в повестке этого заседания совета о таком остром вопросе, как заключение целевых договоров.

– В чем плюс целевых договоров?

– Предприятие заключает договор с колледжем на целевую подготовку конкретного человека, который проходит практику, впоследствии трудоустраивается и отрабатывает какой-то период на этом заводе. Это замечательный инструмент, требующий минимальных вложений со стороны работодателя: они ничего, кроме как мер социальной поддержки, например, повышенной стипендии, выплачивать обучающемуся не должны. Но при этом гарантировано получают специалиста, который придет на практику, а в будущем будет обязан отработать у них какое-то время. Однако об этом механизме на портале "Работа России" мало кто знает. И заводы надеются по-прежнему, что кто-то самостоятельно придет к ним на практику, а потом останется. Но у молодежи слишком много соблазнов в виде различных других профессий и неквалифицированного труда, обещающего быстрые деньги.

Порой работников кадровых служб предприятий нередко пугает неизвестность: как и что делать на платформе, каким образом оставить заявку, как заключить трехсторонний договор с абитуриентом, колледжем, работодателем. Но все колледжи открыты, готовы разъяснить алгоритм этой работы. Главное, чтобы было обращение.

– Какие бы проблемы отметили?

– Хромает популяризация профессии, представление о настоящем рабочем месте и условиях труда. Не хватает визуализации. Молодежь на пространственном уровне при поступлении в колледж должна понимать, кем они будут трудиться. Завод должен наглядно продемонстрировать своему будущему специалисту, что его ждет, а также, какая зарплата, социальные привилегии. Тогда мы сможем получить целенаправленно идущего студента, а не случайного человека, поступившего только потому, что куда-то надо поступить после 9-го класса. Искушений множество. И в лучшем случае такой неосознанный молодой человек или девушка станут неквалифицированным рабочим, в худшем – получит образование, но не пойдет работать по специальности. Бюджетные деньги будут израсходованы впустую.

– На различных уровнях предпринимаются попытки решить проблему кадрового дефицита. Вы замечаете, что происходят реальные изменения?

– Происходят. Кадровый дефицит обязывает и вынуждает работодателей разворачиваться в сторону среднего профессионального образования, пусть и не в тех темпах, в которых необходимо.